You are viewing ru_harrypotter

Гарри Поттер по-русски :)
Nitwit! Blubber! Oddment! Tweak! 
совакошка
Перечитывая первую книгу, мы задались вопросом, что же имел в виду Дамблдор, начиная свою первую речь с четырёх вроде бы совершенно абсурдных слов. Обратимся к первоисточнику, коим мы считаем именно оригинал романа, а ни в коем случае не перевод. Раз уж господин Оранский не удосужился узнать у автора пол Блейза Забини, то на значение каких-то слов вряд ли обратил внимание. Итак, цитата:

 
Albus Dumbledore had gotten to his feet. He was beaming at the students, his arms opened wide, as if nothing could have pleased him more than to see them all there.
"Welcome," he said. "Welcome to a new year at Hogwarts! Before we begin our banquet, I would like to say a few words. And here they are: Nitwit! Blubber! Oddment! Tweak!

Господин Оранский перевёл их как «олух, пузырь, остаток, уловка». Словарь даёт следующие значения.
Nitwit – дурак, ничтожество, простофиля, кретин.
Blubber - толстый, раздутый, распухший, выпяченный (чаще всего о губах), громко плакать, рыдать; выть
Oddment – либо существительное от слова odd (странный), либо от oddments – остатки, разрозненные предметы; часть книги, не относящаяся к основному тексту оглавление, содержание, вступление)
Tweak – налаживать (механизм), дергать, ущипнуть, щипать

Что же значат эти таинственные слова? В голову нам пришли самые разные идеи, различной степени абсурдности.

1) Обычное чудачество Дамблдора. «…Лучший волшебник в мире! Но, в общем, ты прав, он немного сумасшедший…», как высказался Перси. Впрочем, трудно поверить в то, что Роулинг выбрала из словаря четыре слова наобум. Слишком уж много любопытных загадок и намёков мы встречаем в её книгах.
2) Спорное мнение о том, что четыре слова – это некие характеристики четырёх факультетов. Подумать легко, подкрепить мысли фактами сложнее… Хотя идея, конечно, хороша. Покажи эту статью любому слизеринцу – он тут же заявит, что первое слово метко характеризует Пуффендуй… Или Гриффиндор. Если за основное значение второго слова принять «выпяченные губы», то налицо отсылка к Слизерину. Механизмы у нас налаживают самые умные, то бишь когтевранцы. Кто такие эти таинственные «остатки», мы придумать так и не смогли. А щипаются опять же слизеринцы…
3)Дамблдор капитально опустил Слизерин. Хотя получается нехорошо…
4)Если вчитаться в переводы, то возникают мысли о факультетских призраках… Опять же, спорно. Характеристики не подходят ко всем четверым.
5)Ещё у нас возникла замечательная в своей абсурдности мысль, что директор поиздевался не над факультетами, а над собой. Хм…
6)И своеобразная изюминка. Возможно, Дамблдор… предвидел последующих преподавателей Защиты от тёмных искусств! Ведь они менялись каждый год… Смотрите. Локонс – ничтожество. Люпин… нет, не толстый и раздутый =) Наши взгляды зацепились за слово «выть». Почти прямое указание на то, что он оборотень. Odd в таком случае – недвусмысленное указание на Грюма. К Амбридж подходят все переводы последнего слова…

Доля абсурда во всём этом, разумеется, присутствует. Однако…
В общем, ваши мнения, господа?
Авторы сего исследования:tarichka  и anta_13  
Инициатор: lihoy_ciklop  
Comments 
26th-Jul-2008 05:49 pm (UTC)
Мне бы самому хотелось бы подробно узнать все об этой ситуации, я уже обрадовался, что вы знаете точную истину=)
Но не могу сейчас сказать что-то о Ваших предположениях, последнее, пожалуй, интереснее всех:)
26th-Jul-2008 06:06 pm (UTC)
Солидарна абсолютно. Действительно, последнее предположение лучше всего вписывается в картину намеков.
А остальные выглядят немного натянуто, нет?..
26th-Jul-2008 06:07 pm (UTC)
Я тоже так думаю, не в обиду авторам будет сказано.
26th-Jul-2008 06:27 pm (UTC)
Комментарий Тари: никаких обид. Мы и сами упомянули данную натянутость. Все эти предположения - просто рассуждения на тему. Мы надеялись, что вы разовьёте самые удачные мысли, и вместе мы придём к близкому к истине консенсусу.

Комментарий Анты:видите ли, может, шестая версия - это просто совпадение. А на самом деле... вдруг у вас есть еще варианты, а?))
26th-Jul-2008 06:33 pm (UTC)
Нет, у меня, к сожалению, нет предположений, хоть и неоднократно задумывался на тему. Но, возможно, будут еще у кого-то;)
26th-Jul-2008 06:31 pm (UTC)
Я склоняюсь к версии 2.
очередность: Хаффлпаф, Гриффиндор, Равенкло, Слизерин
26th-Jul-2008 08:22 pm (UTC)
Я сильно сомневаюсь, что директор оскорблял бы Хаффлпафф
26th-Jul-2008 08:29 pm (UTC)
Ну, в этой версии он по всем "прошелся"
26th-Jul-2008 08:36 pm (UTC)
Значит скажу по-другому, я сильно сомневаюсь, что директор стал бы оскорблять факультеты.
26th-Jul-2008 06:59 pm (UTC)
Смутно помню, что кто-то уже разбирал эти слова и нашел в них намек на хоркруксы. Вроде бы еще до 7 книги. Но я не помню, когда точно это было! Кажется в этом же сообществе. Может, поискать по ЖЖ?
26th-Jul-2008 07:04 pm (UTC)
Интересно, что за хоркрукс "олух"? Поттер?! ;))
26th-Jul-2008 07:24 pm (UTC)
26th-Jul-2008 08:06 pm (UTC)
к шестой версии - можно еще начать отсчет не с будущего, а с имеющегося профессора по защите.
тогда дальше идет раздутое самомнение Локонса, Люпин, разделенный на человека и волка, не вписывающийся, как я понимаю, в представления большинства родителей о преподавателе для своих детей (он же - легально существующий остаток великолепной четверки), и притворяющийся Грюмом Крауч младший - вполне себе уловка.
26th-Jul-2008 08:08 pm (UTC)
но предположение о хоркруксах мне нравится больше.)
26th-Jul-2008 08:26 pm (UTC)
Так, что имеем по факту:
1) Сугубо филологическое. Ясно, что в английском без контекста сложно понять, является слово существительным или глаголом.
2) ИМХО, должно быть либо 4 существительных, либо четыре глагола... Ну, чисто на интуиции, ммм? Плюс Роулинг к постмодерну органически не склонна, и ее Альбус ценит старомодную риторику)))
3) Oddment глагольной формы не имеет (поправьте, если не права) - эрго все 4 слова являются существительными.
Что получается:
Недотепа!
Плакса!
Ну туда-не сюда!(ну дайте синоним нормальный)
Шустрила! или Подстрекатель! (от tweaked me into - дернуло меня сделать что-то)?

Что мне думается по этому поводу в целом:
Во-первых, задачей любого более-менее опытного оратора (а Альбус таков) является привлечение уже первыми фразами своей речи внимания к оной, так? В условиях, когда аудитория мало что состоит из детей, так еще из детей перевозбужденных новой обстановкой и распределением (да и голодных, кстати), пожалуй, единственный способ сделать это - сказать для начала нечто настолько отличное от стандартного приветствия, чтобы и самые невнимательные невольно прислушались. На фоне массового, еще полуистеричного "жу-жу-жу" за факультетскими столами на "Добро пожаловать" никто бы, думаю, и внимания не обратил, а вот на, условно, "Сегодня! В Исландии! Отменный! Клев!" обернулись бы все)))

По большому счету, такого уже объяснения было бы для меня достаточно... если бы действительно не было б так соблазнительно привязать эти шутливые определения к четырем Домам. Но: nitwit - Хаффлпафф, оddment - опять Хаффлпафф (потому что оddment - это именно остаток, а не чудак). Остальные два Дома - уже большая натяжка.

Так, а если пойти от противного, если старина Дамблдор, неплохой психолог, прикололся в квадрате? Ведь первогодки (ну, кроме магглорожденных), насколько можно судить по канону, еще до распределения имеют устоявшее желание попасть в тот или иной Дом , м? Ну, по разным причинам? И... эээ... вот требуемые качества для этого распределения им должны быть известны. И детишечки боялись, что не будут им соответствовать?. И их до сих пор колотит... А после слова
Недотепы - слушают те, кто боялся не попасть в Рэйвенкло.
Плакса - слушают те, кто не попасть не в Гриффиндор.
Ну туда-не сюда - слушают те, кто хотел попасть в Хаффлпаф и тот, кто не хотел?
Шустрила (тот-кто-тягает жар-чужими руками) - а вот те, кто хочет именно в Слизерин, попадает именно туда. Без вариантов. Посмотрите на Крэбба и Гойла))) Слизеринцы и так всегда слушают, потому что представление о иерархии четкое))

По поводу уже предложенных версий:
1)В той же степени имеет право на существование, в какой и, к слову, та, что Роулинг при написании этого отрывка пила огневиски и была игрива. А редактор у нее - сами знаете, какой у нее редактор)))
2) С поправками - выше.
3) На мой взгляд, это если и Дамблдор пил огневиски. Слизерин он гнобит более осознанно, более последовательно и более сурово. Впрочем, не мне его судить.
4) Имхо, наиболее сомнительно.
5) Опять огденское.
6) Красиво, но есть blubber - это ни разу не волчий вой, это, однозначно, пускание соплей. Люпин у нас, разумеется, интеллигент, но не до такой же степени. Ну к Муди еще можно отнести оddment - типа, все, что осталось от человека, за исключением глаза и ноги))) Сомневаюсь, что Дж.Роулинг, в принципе не отличающаяся системным мышлением, Мерлин знает в каком году прописала преподов ЗОТИ и их отличительные признаки. Да и потом, какой в этом смысл вообще?





27th-Jul-2008 05:59 pm (UTC)
Я согласна с Вашими версиями привлечения внимания и подшучивания над комплексами детей :)
Дамблдор мог и просто так ляпнуть эти слова (допустим, если он живой человек, то не может же всё время придавать своим словам какой-то глубокий смысл, а мы тут в них именно глубокий смысл ищем) :)
26th-Jul-2008 09:34 pm (UTC)
Это про Дадли.
Пухлый идиот, который рыдает и щипает девок за задницы.
26th-Jul-2008 09:47 pm (UTC) - а вотфигвам, коллега!
На самом деле, это про Невилла, который тоже типа пухлый, и тоже типа идиот, и рыдает, а на самом деле настоящий Избранный. Давайте вот распределим четыре означенные характеристики по классической модели:
Что было - идиот
Что есть - толстый
Что будет - непонятное нечто
Чем сердце успокоится - победит Темного Лорда и будет щипать зады.
26th-Jul-2008 09:53 pm (UTC) - Re: а вотфигвам, коллега!
В принципе, подходят все герои этой прекрасной книги, теперь осталось найти самых толстых.
Этот, кот-бегемот, то есть, Добби.
Жирным таким стал, я помню.
26th-Jul-2008 10:40 pm (UTC) - Re: а вотфигвам, коллега!
Добби? Этот ушастый Че Гевара? Жирным... хмм, коллега, жирным он стал ну разве что только за Завесой. Впрочем, информация об эльфийских понятиях упитанности в каноне отсутствует. А как же зады? Хотя, в определенном смысле, он ущипнул за зад Люциуса Малфоя!
Засим, лелея мысль о щипании Малфоя-старшего, я, пожалуй, отойду ко сну, пока не пришли терпеливые модераторы.

ЗЫ: А если серьезно, вы ведь понимаете, что речь идет о Снейпе. Потому что в ГП либо все о Снейпе, либо никак)))
26th-Jul-2008 09:47 pm (UTC)
Может, кто-нибудь пробовал составить анаграмму?
29th-Jul-2008 05:49 pm (UTC)
Ничего словопохожего не получается...
27th-Jul-2008 11:07 am (UTC)
> 5)Ещё у нас возникла замечательная в своей абсурдности мысль, что директор поиздевался не над факультетами, а над собой. Хм…

Что же тут абсурдного?:) По-моему, с него бы сталось.
27th-Jul-2008 07:54 pm (UTC)
Хочется выделить 3 версии.
1) Версия №6 Анты и Тари
2) Версия "Так, а если пойти от противного, если старина Дамблдор, неплохой психолог, прикололся в квадрате? Ведь первогодки (ну, кроме магглорожденных), насколько можно судить по канону, еще до распределения имеют устоявшее желание попасть в тот или иной Дом , м? Ну, по разным причинам? И... эээ... вот требуемые качества для этого распределения им должны быть известны. И детишечки боялись, что не будут им соответствовать?. И их до сих пор колотит... А после слова
Недотепы - слушают те, кто боялся не попасть в Рэйвенкло.
Плакса - слушают те, кто не попасть не в Гриффиндор.
Ну туда-не сюда - слушают те, кто хотел попасть в Хаффлпаф и тот, кто не хотел?
Шустрила (тот-кто-тягает жар-чужими руками) - а вот те, кто хочет именно в Слизерин, попадает именно туда. Без вариантов. Посмотрите на Крэбба и Гойла))) Слизеринцы и так всегда слушают, потому что представление о иерархии четкое))"
3) "Давайте вот распределим четыре означенные характеристики по классической модели:
Что было - идиот
Что есть - толстый
Что будет - непонятное нечто
Чем сердце успокоится - победит Темного Лорда и будет щипать зады."

Все остальное - большие натяжки. Самая красивая и неожиданная - про профессоров...
27th-Jul-2008 08:09 pm (UTC)
Дурак – глупый, не сообразил
Медуза – безвольный, качаемый волнами
Часть целого – сам маловажен, но без - тяжело
Щипок – подтолкнул к действиям, доставил неприятности, мучал.

В целом, мне кажется, что данные слова описывают некоего конкретного человека, например - Фаджа.
Возможно, Дамби иносказательно ругал себя за тяжелое детство Гарри.
29th-Jul-2008 05:50 pm (UTC)
А вот эта версия кажется убедиткльной...
28th-Jul-2008 07:35 pm (UTC)
В переводе М. Спивак это звучало так:
Тютя! Рева! Рвакля! Цап!
----------------------
В связи с тем, что ГП я начала читать именно с ее перевода и до этого никак не интересовалась миром ГП, то почему-то первая мысль была - Роулинг через Дамблдора таким образом характеризует факультеты.
28th-Jul-2008 09:59 pm (UTC) - это двусмысленное предостережение
(while) : Nitwit blubber - Oddment tweak

что-то типа поговорки: пока дурак(ничтожество) дуется(рыдает, прячет голову в песок) - странный(другой \ оставшийся без внимания) налаживает(делает свое дело \ берет свое)

незря выбраны слова с таким огромным количеством смыслов - с помощью них нарисован очень неоднозначный жизненный сценарий и мудрое предупреждение ученикам - сценарий всей этой истории по сути: пока ничтожества важно дуют губы - "отбросы" те кого не принимают в расчет не дремлют ...

в обращении Дамби конкретно к Гарри этот "странный" набор слов значит пока дураки (nitwit) прячутся от реальности - Волдеморт (отброс которого нельзя называть oddment - иными словами) - вернулся.
30th-Jul-2008 10:01 am (UTC) - Re: это двусмысленное предостережение
очень интересная версия, голосую за неё =)

Я бы даже от себя добавила: "дурака раздуло" (это намек на Квиррела и его странную голову) - "отброс вернулся (или возвращается)"

Edited at 2008-07-30 10:03 am (UTC)
This page was loaded Jul 12th 2014, 4:34 am GMT.