?

Log in

Гарри Поттер по-русски :)
Про фантастических тварей, политические триллеры и непростую этическую задачу 
аватор
Нашему с вами поколению неприлично повезло: у нас есть миссис Джоан Роулинг. Я даже рискну сказать, что нам повезло так же, как тем мальчикам и девочкам, которым посчастливилось читать первоиздания «Алисы в стране чудес», «Хроник Нарнии» и, конечно, «Хоббита» вместе с «Властелином». Мы с вами присутствовали при рождении Поттерианы, имели возможность наблюдать, как сага меняет мир и общество – и самим меняться под влиянием этой прекрасной истории.
Но и на этом наше везение не закончилось: после завершения саги о мальчике-который-выжил его литературная мама взяла и выдала на-гора еще одну историю. И есть очень много оснований полагать, что пятитомник «Тварей» окажется не менее крутым, чем семитомник «Гарри Поттера».
Я только в кинотеатре смотрела «Фантастические твари и где они обитают» дважды (и непрочь, кстати, сходить в третий раз, составляйте компанию). И если в первый раз в большой степени была очарована волшебством, по которому мы все успели соскучиться за 5,5 лет, а также харизмой Редмейна и, конечно, милотой нюхлера, то уже со второго просмотра на первый план вышли проблемы совсем не детские и даже совершенно не сказочные. И я утверждаю: впереди нас ждет серьезный политический триллер, сверхзадача которого – решение очень серьезной этической проблемы. А именно: как в одном обществе объединить две очень разные группы, одна из которых к тому же обладает очень серьезным преимуществом и не против доминировать? Из «Гарри Поттера» мы знаем, что как минимум в европейском волшебном сообществе эта проблема была в итоге решена – и есть основания полагать, что в ближайших четырех фильмах мы увидим, как именно, какими методами и с какими потерями.
Экспозиция
Магическая Америка, которую нам показали – очень страшное место. Фактически, это страна, в которой маги дегуманизируют не-магов. Запрет на дружбу, на близкие отношения, на создание семьи… кто сказал «сегрегация»? И есть еще один по-настоящему страшный нюанс, который остался за кадром, но который легко выстраивается. Мы знаем, что дети-волшебники могут рождаться в немагических семьях. И мы знаем, что в стране введен полный запрет на общение волшебников и магглов. Как вы думаете, что происходит с простыми американскими родителями, если их ребенок внезапно оказывается волшебником? Ох, боюсь, вариант с полным стиранием памяти – это еще очень, очень гуманная версия.
Магам не дают забыть, что не-маги на них охотились (в Комитете – огромный мемориал салемским ведьмам – сравните со статуями в Минмагии Британии), магам постоянно напоминают, что любое нарушение секретности немедленно приведет к войне – ни больше, ни меньше. Наконец, магам аккуратно подсовывают организацию Новый Салем – случайно ли? Ну, в самом деле, что такая большая проблема отрядить в приют сотрудника Комитета? Одно заклятие забвения – и фанатичная директриса навсегда забудет про страшных ведьм и с не меньшим энтузиазмом начнет натаскивать сирот на по-настоящему полезные в жизни навыки. Но нет, комитетчики носятся с новосалемцами как с тухлым яйцом, не принимая никаких решительных мер – почему?
Не потому ли, что эти фрики – отличный жупел, который при необходимости можно предъявить излишне этичным волшебникам, которые усомнятся в необходимости полного контроля над не-магами? (кстати, до чего удачно выбран термин – это не отдельная категория, имеющая свое имя и свои особенности, это просто не-маги. Не-мы. Браво, миссис Роулинг!) В общем, лично у меня складывается ощущение, что магическая Америка 1926 года – это страна, готовящаяся развязать войну. И активно науськивающая население на дегуманизацию вероятного противника. Да, возможно, этот курс прокладывает Гриндевальд, удачно окопавшийся в верхних эшелонах власти и играющий в темную мадам президента – но, может быть, европейский харизматик только симптом, а не причина.
Впрочем, думаю, уже в следующей серии станет ясно, соответствуют ли убеждения свежеповязанного Грендевальда планам его тюремщиков: если товарищ сделает ноги, значит, скорее всего, полностью соответствуют.
Герой
Милый няша-ученый, неловкий и ничего кроме своих драгоценных тварей не видящий и не знающий – именно такой образ предъявляет нам Ньют Саламандер. Но предъявляет так настойчиво, что очень хочется проверить – а точно там больше ничего нет, под этой маской?
А ведь есть. Что мы знаем о Ньюте? Он не меньше года шарился по Африке, насобирал полный чемодан неизученных или слабоизученных тварей, в том числе и довольно агрессивных – и при этом жив-здоров и с полным набором конечностей (а вот преподаватель ухода за магическими существами Хоггвардса, предшественник Хагрида, свалил на пенсию, чтобы проводить как можно больше времени с оставшимися руками и ногами. В безопасной школе покалечился, ага). Во-вторых, товарищ владеет очень сложной магией – сундук явно подвергнут заклятию невидимого расширения, при этом заклинание явно более сложное чем то, которым воспользовалась Гермиона: в сундуке поддерживается порядок (а в сумочке Гермионы вещи постоянно были свалены в кучу и найти что-то было невозможно, приходилось пользоваться манящими чарами), а также при необходимости включается режим маскировки, как это было на таможне. В-третьих, ученый отлично работает с магией боевой, а также прекрасно действует в неожиданных обстоятельствах, используя имеющиеся предметы и подвернувшихся под руку магов и маглов. В-четвертых, Ньют очень, очень внимателен к деталям. Помните, он говорит лукотрусу: «Помнишь, мы говорили с тобой о том, как нехорошо дуться?». То есть даже с живыми хворостинками товарищ регулярно беседует, ненавязчиво обучая и воспитывая – и в критической ситуации именно лукотрус помогает двум осужденным сделать ноги из камеры смертников. Ребята, этот чувак не упускает ни-че-го. Наконец, в-четвертых, у него крутое военное прошлое. Он не просто сражался на Восточном фронте – он работал с драконами. Если помните, братец Рона Уизли Чарли, работавший с драконами в Румынии (в мирных условиях, между прочим), во время учебы показывал беспрецедентно высокие результаты. То есть смешной неуклюжий ученый на самом деле – отлично подготовленный солдат. А вот на кого он работает, на Минмагии Британии или в частном порядке на одного профессора школы Хоггвартс – вопрос другой.
Почему я думаю, что мистер Саламандер в Америку приехал в командировку? Ответ простой – из-за нюхлера. Нет, серьезно – товарищ ученый слегка переиграл. Помните, когда пушистого клептомана ловили в ювелирном магазине, Ньют успешно применил манящие чары и упаковал воришку в чемодан? А что ему мешало сказать «Акцио, нюхль!» в банке? Забыл, как палочкой махать? Растерялся? Однако Ковальски приманил на раз-два… А вот если предположить, что нюхлер не просто так сбежал и не просто так устроил переполох, привлекая как можно больше внимания, картинка получается довольно стройная.
Обратите внимание, впервые воришка выскальзывает из чемодана ровно напротив митинга Нового салема. Митинга, где просто обязан быть кто-то из Комитета – хотя бы для контроля и ознакомления с ситуацией. И если человеку в незнакомом городе надо, не вызывая лишних подозрений и как бы невзначай, войти в контакт с магами при исполнении – разве такого рода митинг не лучшее место? А чтобы не вызывать лишних вопросов и не светить заинтересованность раньше времени – обставить контакт таким образом, чтобы инициатива была полностью на стороне противника. И вот тут-то незаменим нюхлер, переполох и неловкий растерянный ученый. Тина купилась – и не могла не купиться.
Еще один очень показательный эпизод – допрос Тины и Ньюта перед отправкой на стул. Саламандер фактически открытым текстом обвиняет Грэйвса в пособничестве Гриндевальду. А, может, и не только в пособничестве – не исключено, что к тому моменту агент-ученый лже-мракоборца уже раскрыл. А у замаскированного темного сдают нервы – и он без суда и практически без следствия приговаривает Ньюта к смертной казни. Ну, и Тину заодно.
И, наконец. Обратили внимание, как четко наш неловкий ученый сработал, когда надо было повязать Гриндевальда? Никаких заклинаний, которые тот с большой долей вероятности смог бы отбить – чистая и эффективная механика. И заклятие, снимающее чары – но ровно в тот момент, когда поблизости вся верхушка Комитета. Чтобы не говорили, что не видели, чтобы не осталось никаких отговорок.
Агент Саламандер задачу выполнил. Что сделают американские коллеги?
А действительно, что?
Как это ни грустно, но все, что на сегодняшний день известно о следующих фильмах, недвусмысленно намекает: американские коллеги сольют. По случайности ли (ох, сомневаюсь) или потому, что разделяют позицию Гриндевальда относительно на-магов – но гулять товарищу на свободе, а магическому сообществу готовиться к новой войне. И вот как из таких жестких условий маги таки вырулят к вполне гуманистическому обществу, которое мы застаем в «Гарри Поттере» - лично мне очень интересно.
Живите долго, миссис Роулинг! И пишите побольше!
Comments 
9th-Dec-2016 03:41 pm (UTC)
Спасибо за отличную рецензию! :)
Всё разложено по полочкам, и такой прогноз лично мне представляется очень убедительным.
10th-Dec-2016 10:01 am (UTC)
Спасибо! Мне кажется, Роулинг просто не сможет написать только развлекалово, без серьезного подтекста
9th-Dec-2016 05:11 pm (UTC)
Спасибо. Прочитала с удовольствием.
10th-Dec-2016 09:59 am (UTC)
Спасибо) я несколько дней вынашивала этот разбор и мне очень важен фитбэк
9th-Dec-2016 05:48 pm (UTC)
ну здоровская реца, вы молодец.
я буду пересматривать еще не скоро, а когда выйдетт двд-рип
10th-Dec-2016 09:58 am (UTC)
Спасибо) а я завтра иду в кинотеатр, пересматривать на языке оригинала)
9th-Dec-2016 06:53 pm (UTC)

Очень любопытный анализ! Надеюсь, что вы правы и нас ждет именно такая глубина проблематики, а не просто развлекалово.

10th-Dec-2016 09:57 am (UTC)
Спасибо) В принципе, все, что нам известно о Роулинг как о писательнице, дает надежду на действительно серьезную проработку темы. Но точно мы узнаем только через два года)
9th-Dec-2016 07:58 pm (UTC)
Спасибо большое за рецензию!
Мне показалось несколько сложным сравнивать с миром ГП (я знаю это отдельное произведение, но тем не менее автоматически хотелось сравнивать, определить место в системе координат, которя все таки состоит из ГП) потому что в "Тварях" гораздо большее внимание уделено отношениями магов с не-магами. Во всяком случае мне так показалось...
В ГП ведь как? С одной стороны да, и браки между магглами волшебниками есть, и дети маггловские в Хогвартс попадают, и родители Гермионы во второй книге в Косом переулке были. Но с другой стороны ведь все равно есть секретность и стирание памяти и так далее... просто мы не очень знаем об этих отношениях из ГП. Большая часть действия септологии с магглами не связана.
10th-Dec-2016 10:07 am (UTC)
Мы точно знаем о Всеобщем статуте о секретности, который был принят после охоты на ведьм. Мы знаем, что министр магии активно коммуницирует с магловским премьером и не стирает ему память. Но самое главное, что нам известно: семьи маглов, в которых рождаются волшебники, интегрируются в сообщество.
10th-Dec-2016 02:00 pm (UTC)
"Но самое главное, что нам известно: семьи маглов, в которых рождаются волшебники, интегрируются в сообщество."
Да, в этом конечно огромная разница с Америкой.
10th-Dec-2016 12:18 am (UTC)
Мне показалось, герой Первой мировой - не сам Ньют Скамандер, а его брат Тезей (Theseus)?
10th-Dec-2016 09:55 am (UTC)
Его брат действительно герой, но о службе на Восточном фронте с драконами сам Ньют говорит Ковальски.
10th-Dec-2016 02:05 pm (UTC)
Восточный фронт и драконы... тут и до Революции недалеко.. Вот было бы интересно фанфик про российских магов почитать, в честь столетия ткскзть :-)
10th-Dec-2016 05:41 pm (UTC)
А вы напишите)
12th-Dec-2016 01:32 pm (UTC)
ой и я хочу)
хотя я про сталинские гонения на колдунов читал.
"эссе по истории, написаннное игорем каркаровым на седьмом курсе", карпион
10th-Dec-2016 08:56 am (UTC)
Спасибо за подробную и интересную рецензию!
Я ее прочитала с удовольствием, хотя и фильма еще не смотрела:(. В моем городе произошла дикая вещь, в результате которой у нас нет кинотеиатра.(Это в Болгарии). На наших торрентах фильм пока не появился, что странно. Если подскажете ссылочку, где можно посмотреть/скачать с русскими субтитрами или даже озвучкой, , буду очень благодарна.(В принципе мне не нравится смотреть фильмы с озвучкой даже и на моем родном болгарском).
Меня приятно удивил тот факт, что миссис Роулинг продолжает "расскручивать" свой мир. Так держать, Роу!
10th-Dec-2016 10:08 am (UTC)
Спасибо) с телефона ссылки давать неудобно, но погуглите официальный сайт тварей на русском языке, там выложен фильм
10th-Dec-2016 12:11 pm (UTC)
Спасибо! Сделаю и потом поделюсь впечатлениями.
10th-Dec-2016 05:41 pm (UTC)
будем ждать!
25th-Dec-2016 10:38 am (UTC)
Справедливости ради стоит сказать: закон Раппапорт о сегрегации приняли ещё в конце 18 века, так что не отовсюду там уши Гриндевальда торчат.
И не стоит слишком приписывать Ньюту уж такие интриги, не настолько там всё запутано )))
26th-Dec-2016 09:40 am (UTC)
Статут о секретности едва ли предполагал ту сегрегацию, которую мы увидели в Америке "Тварей"
26th-Dec-2016 01:43 pm (UTC)
Ненене, не путать международный Статут (в 17 веке) и американский закон Раппапорт. Вот про него (и про всё остальное, кстати): http://ru.harrypotter.wikia.com/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%A0%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82
28th-Dec-2016 07:57 am (UTC)
О! Спасибо за ссылку, я не видела
25th-Dec-2016 07:38 pm (UTC)
очень интересная рецензия! мне нравится версия про Ньюта как агента.

"Гриндевальд как симптом" - пожалуй, соглашусь. Гриндевальд - страшный человек, но не единственный страшный человек магической Америки. Я не уловила, сколько времени он скрывается под личиной мистера Грейвса, но мне кажется, что не очень долго, и что характер (и характер действий) мнимого Грейвса совпадает с Грейвсом настоящим. Получается, что и до Гриндевальда существовала практика "Выносим приговор прямо в допросной". Это же никого не удивляет.
26th-Dec-2016 09:42 am (UTC)
У меня есть подозрение, что реакция на приговор в допросной просто не успела сформироваться: во-первых, его немедленно начали приводить в исполнение, а, во-вторых, верхушка Комитета была занята разборками с иностранными гостями. Допускаю, что при других обстоятельствах так легко бы приговор вынесен не был
26th-Dec-2016 12:07 pm (UTC)
Да, реакция верхушки на приговор без суда неизвестен.
Но реакция остальных меня поразила. Эти люди в белых халатах сразу побежали исполнять. Им всё нормально. Реакция Тины: Бернадетт, пожалуйста, не надо! (не дословно, как запомнила). Но Тина же бывший мракоборец и знает, что законно, а что - нет. Уместнее было бы: Бернадетт, не становись убийцей. Ну, что-нибудь в этом роде.
26th-Dec-2016 12:46 pm (UTC)
Собственно, реакция Тины, имхо, нам подсказывает, насколько сильно сменился курс Комитета за последнее время (Когда Гриндевальд заступил на пост?). Не могла бы опытная мракоборец быть в таком стрессе, что потеряла возможность действовать - значит, все события пошли по непрогнозируемому ей курсу
26th-Dec-2016 06:01 pm (UTC)
Быть в стрессе и сохранять ясную голову - ее работа:-))
Меня смущает местная модификация дементора, которому скармливают светлые воспоминания приговоренных. Не вчера же маги завели чуть ли не у себя в кабинете это страшилище.
Из всех вариантов я бы поставила на такой: Гриндевальд в команде недавно, но курс на террор взяли еще при Грейвсе-настоящем. Но не думаю, что Тина многое успела увидеть, она ведь недавно и недолго в мракоборцах (и исполнена романтических представлений о профессии), если я правильно поняла.
28th-Dec-2016 07:56 am (UTC)
Да, я согласна с ваши вариантом. Гриндевальд - это таки симптом, а не причина
29th-Dec-2016 08:32 am (UTC)
:-))) спасибо за интересный анализ (и беседу)!
This page was loaded Jun 28th 2017, 8:40 am GMT.